Учим детей мыслить

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном возрасте вся принадлежит детскому саду;

 нет, детский сад имеет только небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь.

 

К.Д. Ушинский

Дети рождаются с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам. Уметь мыслить – значит искать, открывать новое, уметь разрешать проблемы учебные, жизненные, профессиональные. Наблюдая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких детей: почему, как, зачем. Все они носят явно исследовательский характер и развивают мышление. Конечно, дети задают и другие вопросы типа: что, где, когда. Эти вопросы такого характера не имеют. Они отражают другой процесс – думание.

 

Мышление

Думание

Имеет цель

 

Открытие нового

 

Помогает ответить на вопросы

 

Почему? Как? Зачем?

Хаотично

 

Воспроизведение уже известного

Помогает ответить на вопросы

 

Что? Где? Когда?

 

Мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем.

 

Упражнения, которые можно использовать в практике семейного воспитания.

1. Упражнение «Чем похожи? Чем отличаются?» – развивает умение сравнивать. Перед началом игры подбираются пары предметов так, чтобы между ними можно было установить сходства, так и отличия (стол и стул, ручка и карандаш). В конце игры подводиться итог.

2. Упражнение «Кто назовет больше признаков?» – развивает умение выделять существенные признаки. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету.

3. Упражнение «Формулирование определений» – развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления. Называется знакомый всем предмет или явление, например, дырка. Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления.

4. Упражнение «Поиск аналогов» – развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. Называется предмет, например, вертолет. Необходимо назвать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, могут быть названы птица или бабочка - летают и садятся, автобус или поезд –транспортные средства.

5. Упражнение «Поиск противоположных предметов» – задание на сравнение предметов, поиск свойств предметов. Называется какой-либо предмет, например, дом. Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предметов и систематизировать его противоположности по группам. Например, сарай (противоположность в размере и степени комфорта),   поле (открытое и закрытое пространство), вокзал (свое и чужое помещение) и т.д.

6. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам» – отработка умения находить аналогии между различными явлениями и предметами. Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета. Например, назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери, выключателя. Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука бьет и гладит).

Проблемные ситуации можно создавать и на жизненном материале, при решении бытовых или ситуационных задач.

Советы родителям по развитию мышления у детей.

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» – проблемные, они напрвлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» – контролируют память.

Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Контакт

г. Железногорск