Особенности психического развития детей 4-5 лет

Восприятие

Восприятие становиться более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве, времени. Детям становиться доступно словесное обозначение выделяемых в самом процессе восприятия направлений пространства. С 4,5-5 лет дети опираются на более существенные признаки в определении времени суток.

Мышление

Ведущим является наглядно – образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия.

l в 4 года – сравнивая изображения предметов, часто выделяют мелкие, ничего не  значащие детали и видят в них общее, например, могут установить сходство простых круглых предметов по форме;

l в 5 лет:

- сравнивают количество предметов в пределах 5 (больше, меньше, поровну);

- начинают ориентироваться в пространстве: «вверху», «внизу», «рядом», «под», «около»;

- уверенно выделяют такие признаки, как форма, цвет;

- могут расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы;

- собирают картинку, разрезанную на 4 части путём зрительного соотношения;

- видят нелепицы, недостающие части в картинках;

- осознанно пользуются наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов;

- способны планировать предстоящее действие, действуя, рассуждают по поводу того, что делают, полученный результат осмысливают.

Память

Начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения, интенсивно развивается образная память. Объём запоминаемого материала составляет 60-70% от общего объёма предлагаемого материала.

lв 4 года – удерживают в памяти 5-6 названий предметов из 15 предложенных на картинках, повторяют 4–5 цифр и сложные фразы;

lв 5 лет – удерживают в памяти 7-8 названий предметов из 15 предложенных на картинках, запоминают 6-7 простых слов из 10.

Внимание

Дети начинают овладевать произвольным вниманием. Внимание ребёнка становится более устойчивым, может заниматься чем-нибудь в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Познавательное развитие

l в 4 года:

- знают все цвета спектра, основные геометрические фигуры;

- знают обобщающие слова: посуда, одежда, игрушки;

- знают свой пол, возраст, имя, фамилию;

l в 5 лет – знают свой адрес, день рождения, где и кем работают родители.

Развитие моторики

Развиваются ловкость, координация движений.

l в 4 года:

- срисовывают крест, рисуют человека: туловище, голова, руки, ноги;

- действуют двумя руками, выполняя простые операции (отвинчивают крышку банки, выдёргивают гвозди и кнопки);

l в 5 лет:

- появляются однообразные сюжетные рисунки;

- успешно намазывают клеем детали и приклеивают их;

- устойчиво режут по линии;

- изображают несколько печатных заглавных букв;

- действуют отдельными пальцами в пальцевых играх.

Развитие эмоциональной и волевой сфер

Возрастает «разумность» эмоций. Это связано с умственным развитием ребёнка, он начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка.

Формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Так неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Ведущая деятельность

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Контакт

г. Железногорск