Тревожность в дошкольном возрасте

 

«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых». Макаренко А. С.



В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию ребенка и снижению уровня тревожности.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо.

3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий часто напряжен, скован, ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи).

4. Раздражительность.

5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, насторожен, крайне нерешителен, мрачный взгляд на свое будущее).

6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение).

7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны).

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Основные факторы, способствующие проявлению у ребенка тревожности.

1. Наследственность – у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети.

2. Нарушение детско-родительских отношений:

а) завышенные требования;

б) противоречивые требования.

 

Памятка для родителей тревожного ребенка.

1. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников: совместные праздники, спортивные игры, посещайте бассейн, походы в парк, театр, кино, на выставки.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

6. Контролируйте свои реакции на различные жизненные ситуации, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его достижений, успехов.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи.

11. Необходимо отказаться от слов, унижающих достоинства ребенка.

12. Не надо кричать ни на детей, ни в присутствии детей.

13. Наказание использовать лишь в крайних случаях.

14. Необходимо, чтобы в семье царило доверие и уважение.

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Контакт

г. Железногорск