МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Вт

20

ноя

2012

Занятие №20 из цикла "Научусь, смогу, сумею!" для детей 4 - 5 лет

Занятие 20.ppsx
Презентация Microsoft Power Point 3.5 MB
Комментариев: 1

Вт

20

ноя

2012

Занятие №1 из цикла "Научусь, смогу, сумею!" для детей 4 - 5 лет

Занятие 1.ppsx
Презентация Microsoft Power Point 7.2 MB
Комментариев: 2

Пт

09

ноя

2012

Что такое гиперактивность

«Гипер…» - указывает на превышение нормы. Слово «активный» означает «действенный, деятельный». Первые проявления гиперактивности наблюдается в возрасте до 7 лет и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач – невропатолог после проведения специальной диагностики.

Причины возникновения гиперактивности:

  • ·      Генетические факторы;
  • ·      Особенности строения и функционирования головного мозга;
  • ·      Родовые травмы;
  • ·      Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Постоянно ерзает.
  6. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, бегает).
  7. Спит намного меньше, чем другие дети.
  8. Очень говорлив.
  9. начинает отвечать, не дослушав вопроса.

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

11.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

Как помочь гиперактивному                   ребенку?

Гипреактивному ребенку требуется постоянная поддержка. Необходимо продумывать все поручения ребенка и помнить, что он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Постарайтесь сделать рабочее место ребенка тихим и спокойным, где он мог бы заниматься без помех – не около телевизора или постоянно открывающихся дверей. Заранее установите правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени. Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.

Шпаргалка для взрослых

1. Старайтесь работать с ребенком в начале дня.

2. Делите работу на более короткие периоды. Используйте физкультминутки.

3. Чтобы сформировать чувство успеха у ребенка, старайтесь не предъявлять требования к аккуратности в начале работы.

4.Садитесь во время занятий рядом с ребенком.

5. Используйте прикосновения, поглаживания.

6. Договаривайтесь с ребенком о действиях заранее.

7. Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.

8. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний.

9. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Предоставляйте ребенку возможность выбора.

11. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Комментариев: 1

Вт

30

окт

2012

Учим детей мыслить

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном возрасте вся принадлежит детскому саду;

 нет, детский сад имеет только небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь.

 

К.Д. Ушинский

Дети рождаются с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам. Уметь мыслить – значит искать, открывать новое, уметь разрешать проблемы учебные, жизненные, профессиональные. Наблюдая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких детей: почему, как, зачем. Все они носят явно исследовательский характер и развивают мышление. Конечно, дети задают и другие вопросы типа: что, где, когда. Эти вопросы такого характера не имеют. Они отражают другой процесс – думание.

 

Мышление

Думание

Имеет цель

 

Открытие нового

 

Помогает ответить на вопросы

 

Почему? Как? Зачем?

Хаотично

 

Воспроизведение уже известного

Помогает ответить на вопросы

 

Что? Где? Когда?

 

Мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем.

 

Упражнения, которые можно использовать в практике семейного воспитания.

1. Упражнение «Чем похожи? Чем отличаются?» – развивает умение сравнивать. Перед началом игры подбираются пары предметов так, чтобы между ними можно было установить сходства, так и отличия (стол и стул, ручка и карандаш). В конце игры подводиться итог.

2. Упражнение «Кто назовет больше признаков?» – развивает умение выделять существенные признаки. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету.

3. Упражнение «Формулирование определений» – развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления. Называется знакомый всем предмет или явление, например, дырка. Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления.

4. Упражнение «Поиск аналогов» – развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. Называется предмет, например, вертолет. Необходимо назвать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, могут быть названы птица или бабочка - летают и садятся, автобус или поезд –транспортные средства.

5. Упражнение «Поиск противоположных предметов» – задание на сравнение предметов, поиск свойств предметов. Называется какой-либо предмет, например, дом. Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предметов и систематизировать его противоположности по группам. Например, сарай (противоположность в размере и степени комфорта),   поле (открытое и закрытое пространство), вокзал (свое и чужое помещение) и т.д.

6. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам» – отработка умения находить аналогии между различными явлениями и предметами. Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета. Например, назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери, выключателя. Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука бьет и гладит).

Проблемные ситуации можно создавать и на жизненном материале, при решении бытовых или ситуационных задач.

Советы родителям по развитию мышления у детей.

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» – проблемные, они напрвлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» – контролируют память.

Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

 

Комментариев: 0

Вт

30

окт

2012

Особенности психического развития детей 4-5 лет

Восприятие

Восприятие становиться более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве, времени. Детям становиться доступно словесное обозначение выделяемых в самом процессе восприятия направлений пространства. С 4,5-5 лет дети опираются на более существенные признаки в определении времени суток.

Мышление

Ведущим является наглядно – образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия.

l в 4 года – сравнивая изображения предметов, часто выделяют мелкие, ничего не  значащие детали и видят в них общее, например, могут установить сходство простых круглых предметов по форме;

l в 5 лет:

- сравнивают количество предметов в пределах 5 (больше, меньше, поровну);

- начинают ориентироваться в пространстве: «вверху», «внизу», «рядом», «под», «около»;

- уверенно выделяют такие признаки, как форма, цвет;

- могут расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы;

- собирают картинку, разрезанную на 4 части путём зрительного соотношения;

- видят нелепицы, недостающие части в картинках;

- осознанно пользуются наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов;

- способны планировать предстоящее действие, действуя, рассуждают по поводу того, что делают, полученный результат осмысливают.

Память

Начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения, интенсивно развивается образная память. Объём запоминаемого материала составляет 60-70% от общего объёма предлагаемого материала.

lв 4 года – удерживают в памяти 5-6 названий предметов из 15 предложенных на картинках, повторяют 4–5 цифр и сложные фразы;

lв 5 лет – удерживают в памяти 7-8 названий предметов из 15 предложенных на картинках, запоминают 6-7 простых слов из 10.

Внимание

Дети начинают овладевать произвольным вниманием. Внимание ребёнка становится более устойчивым, может заниматься чем-нибудь в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Познавательное развитие

l в 4 года:

- знают все цвета спектра, основные геометрические фигуры;

- знают обобщающие слова: посуда, одежда, игрушки;

- знают свой пол, возраст, имя, фамилию;

l в 5 лет – знают свой адрес, день рождения, где и кем работают родители.

Развитие моторики

Развиваются ловкость, координация движений.

l в 4 года:

- срисовывают крест, рисуют человека: туловище, голова, руки, ноги;

- действуют двумя руками, выполняя простые операции (отвинчивают крышку банки, выдёргивают гвозди и кнопки);

l в 5 лет:

- появляются однообразные сюжетные рисунки;

- успешно намазывают клеем детали и приклеивают их;

- устойчиво режут по линии;

- изображают несколько печатных заглавных букв;

- действуют отдельными пальцами в пальцевых играх.

Развитие эмоциональной и волевой сфер

Возрастает «разумность» эмоций. Это связано с умственным развитием ребёнка, он начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка.

Формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Так неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Ведущая деятельность

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

 

Комментариев: 0

Вт

30

окт

2012

Разные дети

Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»?

Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным. С самого рождения дети отличаются друг от друга и особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны.

Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные.

Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.

«Уравновешенный ребенок».

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.

«Шустрики».

У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения. Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его. У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения.

Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.

«Мямлики».

Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов. Взрослым необходимо стараться преодолеть его инертность. Ведь медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.

«Впечатлительные дети».

Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество. Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.

 

Комментариев: 2

Вт

30

окт

2012

Особенности поведения ребенка дошкольного возраста

В 3 года ребёнок:

  • способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;
  • может помогать взрослым;
  • может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;
  • допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Но бывает так, что Ваше чадо: 

  • не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;
  • не хочет заботиться о других;
  • эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;
  • демонстрирует истерики, слезы, крик.

Данные советы помогут Вам предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

  • говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;
  • целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;
  • избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;
  • терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка;
  • сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

В 4 года ребёнок:

  • способен к сотрудничеству со сверстниками;
  • может соблюдать правила очередности;
  • может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Но бывает так, что:

  • у ребёнка происходит временный регресс в поведении (напоминает поведение ребенка более младшего возраста).

Данные советы помогут Вам предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

  • проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша;
  • не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил;
  • отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения;
  • позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

В 5 лет ребёнок:

  • соблюдает распорядок дня;
  • может ориентироваться во времени по часам;
  • лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом;
  • разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
  • бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;
  • ябедничает на сверстников.

Данные советы помогут Вам предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

  • не обещайте ребенку того, чего вы не выполните наверняка;
  • не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;
  • обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;
  • внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам.

В 6 лет ребёнок:

  • теряет непосредственность в поведении, поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой;
  • способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
  • начинает осознавать свои переживания;
  • активно интересуется отношением окружающих к себе;
  • претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Но бывает так, что Ваш ребёнок:

  • лжет в целях самозащиты;
  • непоседлив и возбудим;
  • продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;
  • допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Данные советы помогут Вам предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

  • будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;
  • давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям, при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом);
  • жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;
  • выполняйте монотонные операции вместе с ребенком - достаточно просто вашего присутствия рядом.
Комментариев: 1

Пн

29

окт

2012

Поощрения и наказания

Как нужно поощрять ребёнка

Так, чтобы оценивая соотношение поощрений и наказаний, вы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для создания положительного фона воспитательного процесса.

Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они вызывают ощущение радости, которое сопровождает успех и достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что это лишь символ успеха или достижения.

Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

особо почетными поручениями, когда ребёнку доверяется, поручается больше, чем обычно.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнка достигнуть результата, за старание, желание помочь и т.п.

Словесные способы поощрения и поддержки

Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается всё лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь!

Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.

Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил (а)! ты сейчас на правильном пути.

Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав (а).

Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты чудо!

Как нельзя наказывать ребёнка

!!! Молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного возраста чрезвычайно трудно. Для этого ему может потребоваться напряжение всех психических сил.

!!! Говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание. Его опасно применять к детям дошкольного возраста.

!!! Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что вы бьёте ребёнка для его же блага, бесполезно. Вреда здесь больше: вы не только учите малыша бояться наказания, но и преподаёте ему урок жестокости.

!!! Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается дошкольником как словесное битьё.

!!! Чрезмерно, забывая о том, что поощрений при воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний.

!!! Длительно по времени и спустя

продолжительное время после проступка (чем меньше ребёнок, тем ближе должно быть наказание к проступку).

!!! Упрекать и поминать былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

Принципы отношений родителей с детьми

¤ Я не всезнайка.

   Поэтому я и не буду пытаться быть им. 

¤ Я хочу, чтобы меня любили.

   Поэтому я буду открытым и любящим ребёнка.

¤ Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.

   Поэтому я позволю детям учить меня.

¤ Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.

   Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребёнка.

¤ Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.

   Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

¤ Я – единственный, кто может прожить мою жизнь.

   Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

¤ Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.

   Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребёнка.

¤ Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребёнка исчезли.

   Поэтому я буду стараться смягчить удары.

¤ Я чувствую страх, когда я беззащитен.

   Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

 

Комментариев: 0

Пн

29

окт

2012

Критерии готовности к школьному обучению

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы, небольшие сказки по картине, серии картинок;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложение из 3-4 слов;
  • расчленять простые предложения на слова;
  • расчленять слова на слоги (части);
  • различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
  • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
  • уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
  • иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления. Нужно знать и уметь:

  • числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;
  • цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
  • знаки +, -, <, >, =
  • название месяцев, последовательность дней недели;
  • назвать числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • пользоваться арифметическими знаками;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры.

Критерии психологической готовности ребёнка к школе:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых).

2. Школьно – значимые психофизические функции:

  • развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше – ниже, больше – меньше, вперёд – назад, справа - слева);
  • координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книги);
  • логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
  • произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 минут);
  • составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Комментариев: 2

Пн

29

окт

2012

Как отучить ребенка ябедничать?

Доносительство – приобретенный тип поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Обычно намерения доносчика – причинить неприятности другому или же привлечь наше внимание, однако для этого используются социально неприемлемые средства. Еще одна причина такого поведения среди детей – власть (осознание того, что ты можешь причинить неприятность брату, сестре или другу, – очень мощное средство контроля).

Доносительство – отнюдь не подкупающая черта характера; оно обычно приводит к ухудшению отношений между доносчиком и его жертвой и часто бывает причиной домашних войн между детьми. Кроме того, сообщаемая таким образом информация редко бывает полезной.

Лучшее средство остановить доносительство – установить правило: не выслушивать сообщение, если оно не направлено на предотвращение беды или вреда.

Три шага к искоренению доносительства:

Эти шаги можно использовать как руководство и помощь в искоренении доносительства.

Шаг 1. Объясните разницу между доносом и сообщением о чем-либо.

Рассказать взрослому о том, что кто-то поранился или может попасть в беду, не значит доносить; это ответственный поступок. В наше время особенно важно, чтобы дети сообщали взрослым, что кто-то в опасности, кому-то угрожают, кто-то испугался или поранился. В этих случаях сообщение направлено не на причинение неприятностей, а, напротив, на предотвращение неприятностей или беды. Во время такой беседы неплохо дать ребенку имена взрослых, к которым он может подойти и рассказать о возможных опасных ситуациях. Объясните ему также разницу между доносом и сообщением.

Шаг 2. Введите правило не «ябедничать» и обяжите ребенка следовать ему.

Как только ребенок усвоит разницу между доносом и сообщением, введите жесткое правило, запрещающее ябедничать. Лучшие правила имеют простую и ясную формулировку: «Я не стану слушать это, разве что если кто-то попал в беду» или «Это полезное или бесполезное сообщение?» Часто таких ответов достаточно, чтобы ребенок понял, что вы станете слушать только полезную информацию. Ключ к искоренению доносительства - последовательность в проведении установленной политики каждый раз, когда ребенок ябедничает.

Шаг 3. Научите ребенка справляться с проблемами.

Одна из причин доносительства заключается в том, что дети могут не знать, как справиться с проблемой, поэтому они обращаются к нам, чтобы мы сделали это за них. Спасая каждый раз ребенка, вы не способствуете развитию в нем уверенности в своих силах, поэтому научите его справляться с проблемами самостоятельно, чтобы он мог полагаться на себя. Научите ребенка простому четырехступенчатому методу решения проблемы.

1. Остановись и спроси себя. «А мое ли это дело?»

2. Подумай: «В чем заключается проблема?»

3. Варианты: подумай о способах решения проблемы.

4. План: выбери лучший вариант, составь план и следуй ему.

План поэтапного изменения
проблемного поведения ребенка.

Для начала спросите себя, что может побуждать ребенка доносить на других детей. Здесь есть несколько вариантов. Может быть, он жаждет вашего внимания? Знает ли ребенок, как справляться с проблемами? Может быть, он думает, что этим помогает вам? А может, он завидует брату или сестре или мстит другому ребенку? Поговорите со взрослыми, хорошо знающими вашего ребенка. Ведет ли он себя так же и с ними? Выяснив, почему ребенок ябедничает, можно составить план поэтапного изменения проблемного поведения.

Затем тщательно проанализируйте свое собственное поведение. Как вы обычно реагируете, когда ребенок ябедничает? Может быть, вы невольно поощряете доносы, обращая внимание и реагируя на малейшую жалобу? Если это так, подумайте об изменении своего поведения. Как правило, лучшая реакция - нейтральная: «Гм-м-м» или «А-а...» Приглушите свою реакцию и не играйте на руку ребенку.

Комментариев: 0

Пн

29

окт

2012

Почему дети лгут?

 Дети учатся тому,

что видят в своей жизни.

Если ребёнок окружён критицизмом,

Он учится обвинять.

Если ребёнок видит враждебность,

Он учится драться.

Если над ребёнком насмехаются,

Он учится быть робким.

Если ребёнка постоянно стыдят,

Он учится быть виноватым.

Если ребёнок окружён терпимостью,

Он учится быть терпимым.

Если ребёнка поддерживают,

Он учится уверенности.

Если ребёнка хвалят,

Он учится ценить других.

Если с ребёнком обходятся справедливо,

Он учится справедливости.

Если ребёнок чувствует себя в безопасности,

Он учится верить.

Если ребёнка одобряют,

Он учится нравиться самому себе.

Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноул.

  

Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду.

  

Можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

  • избежать неприятных для себя последствий;
  • добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих);
  • получить власть над окружающими (иногда отомстить им);
  • защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Признаки вранья:

  • малыш прикрывает рот рукой;
  • он отводит глаза или усиленно моргает, потому что не может смотреть вам в глаза;
  • его зрачки то сужаются, то расширяются; ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец;
  • чтобы ложь звучала достовернее, он на ходу подбирает слова, придумывает подробности, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.

Если Вы столкнулись с ситуацией, в которой ребёнок Вас обманул, первое, что необходимо сделать — это разобраться в причинах лжи. Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации:

  • «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».
  • «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

Стоит воздерживаться от выражений типа: «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д.

 

В большинстве случаев, чтобы изменилось поведение ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится, а не реагировать на его поведение только наказаниями. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью — это построение доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении.    

 

Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — личный пример. Полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых прибегали к помощи лжи обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации. Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи. Для примера, к каким последствиям может привести обманутое доверие окружающих, можно использовать рассказы и повести В. Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, В. Крапивина и др.

 

Советы родителям:

  • старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных;
  • если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения;
  • покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям;
  • не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка;
  • подготовьте ребёнка к тому, что среди окружающих его людей (вне семьи) часто встречаются безответственные, и неискренние (это могут быть не только сверстники, но и взрослые);
  • научите остерегаться таких людей;
  • будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными.
Комментариев: 1

Пн

29

окт

2012

Советы бабушкам и дедушкам от Шалвы Амонашвили

Если человек прошагал своё детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищённым, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе.


Дорогие бабушки и дедушки!

Предлагаю вам несколько советов о воспитании внуков и внучек.

1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.

3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5. Рассказывайте им почаще о себе, о своём детстве, о своей работе.

6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.

7. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.

8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

9. Давайте им трудиться рядом с вами.

10. Говорите с ними как со взрослыми.

11. Не напоминайте им, что они ещё маленькие.

12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

13. Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке.

14. Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых.

 

Будьте, пожалуйста, последовательны в вашем общении с внуком и внучкой!

Комментариев: 2

Чт

25

окт

2012

Игры - презентации "Сравнения"

Умение человека сравнивать, являясь одной из важнейших характеристик его ума, в то же время в большей степени способствует системности мышления. Поэтому чрезвычайно важна роль сравнения при формировании понятий, обобщений и систематизации знаний.

 

Приём сравнения позволяет углублять и уточнять изучаемый материал, помогает лучше сохранить его в памяти, вырабатывает умения систематизировать и классифицировать понятия, отношения и явления.

 

Помочь родителям и педагогам в этом могут презентации «Сравнения», выполненные в двух вариантах. В первом – ребенок знакомится с различными вариантами сравнения. Во втором – у дошкольника есть возможность сравнить, проанализировать и сделать правильный выбор. В случае неправильного выбора появляется надпись «Попробуй еще» и ребенок может исправить допущенную ошибку.

сравнения.pptx
Презентация Microsoft Power Point 3.2 MB
сравнения 1.pptx
Презентация Microsoft Power Point 8.9 MB
Комментариев: 2

Чт

25

окт

2012

Игра - презентация "Четвертый лишний"

Игра-презентация «Четвертый лишний (растительный мир)» создана для детей старшего дошкольного возраста. Она может быть использована как часть познавательного занятия с дошкольниками и самостоятельно.

Четвертый лишний раст мир.pptx
Презентация Microsoft Power Point 8.6 MB
Комментариев: 2

Чт

25

окт

2012

Игра - презентация для малышей

Игра-презентация «Найди пару» рассчитана на использование с ребенком младшего дошкольного возраста. Она с успехом может применяться в развитии детей педагогами, родителями, и, конечно, психологами.

найди пару.pptx
Презентация Microsoft Power Point 6.2 MB
Комментариев: 3

Пн

22

окт

2012

Воспитание успешного человека

От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем себя занять.

Однако есть и такие дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки. Откуда у них такая тяга к активным действиям?

Как стимулировать активность ребенка? Как малыша воспитать инициативным?


Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?

1. Давайте детям возможность выбора. Вначале он может быть самым простым – какую игрушку взять с собой в детский сад, съесть на завтрак манную кашу или овсянку, какой мультфильм посмотреть и т. д. Со временем самостоятельный выбор будет касаться  более важных сторон жизни. Например, увлечений или выбора в пользу того или другого учебного заведения.

2. У каждого ребенка есть тяга к разным видам деятельности. Никто лучше родителей не сможет определить, чем по-настоящему интересуется их ребенок. Даже при очень ограниченном домашнем бюджете поощряйте стремление детей к какой-то деятельности, спорту или другим увлечениям.

3. Помогайте ребенку открывать мир, его разнообразные и удивительные возможности. Так легче будет определить его индивидуальные наклонности и способности. Не выдавайте свои интересы и цели за цели и интересы ребенка. Даже если вы считаете, что у ребенка есть соответствующие таланты. Предоставьте ему право выбора, пока не сформируется устойчивый интерес к какой-то деятельности.

4. Давайте детям возможность добиваться успеха. Для этого нужно, чтобы у них были соответствующие возрасту настольные игры, задания и занятия. Обязательно хвалите усилия ребенка и признавайте его успехи. Пусть он слышит, как вы с одобрением отзываетесь о нем другим взрослым.

5. Воспитывайте независимость, поощряя ребенка или подростка выражать свои взгляды. Если он знает, что с его мнением считаются, это будет лучшим стимулом к самостоятельным поступкам. И наоборот, безразличие окружающих к его взглядам гасит инициативу.

6. Приучайте детей самих принимать решения. Доверяйте им и не заставляйте делать так, как вам хочется, как будет правильно.

7. Проявляет творческий подход в достижении своих целей; умеет из ничего извлечь пользу и выгоду для себя. При этом покажите, как делать разумный выбор, доверяйте их здравому смыслу. Не вмешивайтесь, как бы ни хотелось направить ребенка или предупредить его ошибки. Конечно, если его действия законны и не опасны для собственной жизни и здоровья, а также безопасны для жизни и здоровья окружающих.

8. Стоит задуматься вот над чем. Родители могут сделать успешную карьеру и достичь материального благополучия. Но это не значит, что сын или дочь будет автоматически стремиться к тому же. Естественно желание дать детям то, чего не было у нас. Однако то, что просто достается, может вызвать у них и обратную реакцию (например, дети богатых родителей, которые игнорируют и не ценят материальные блага).

9. Не допускайте пассивности, поощряйте активную деятельность. Не бросайтесь решать за него проблему, когда слышите «мне скучно». Не предлагайте занять время просмотром фильма или телепередачей. В этих случаях дети привыкают к пассивному времяпровождению, сводится «на нет» какая-либо инициатива и творчество. Учите детей интересно проводить время в занятиях, требующих воображения и активности. Показывайте пример собственной активности во всем – и в работе, и в проведении досуга.

Какие качества свойственны предприимчивому ребенку?

  • Он активен и инициативен в игре, общении, учебе, увлечениях, работе; если не во всех, то в нескольких из этих видов деятельности.
  • Проигрыш и неудача не заставляют его тут же отступать и не ввергают в уныние; он приложит все усилия к достижению цели, но при этом трезво будет оценивать свои возможности.
  • Его отличают практичность и реалистичность в выборе занятий, увлечений и друзей.
  • Такой ребенок интересуется коммерцией и торговлей, семейным бюджетом, умеет толково распорядиться своими карманными средствами.
  • Ему свойствен аналитический склад ума в сочетании с развитой интуицией; способен добраться до сути проблемы и решить ее.
  • Энергичность, напористость и откровенность сочетаются в предприимчивом ребенке с умением гибко приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и людям.
  • Предприимчивые дети способны учиться на собственных ошибках.

     

Попробуйте взглянуть на своего ребенка как бы со стороны и определить, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать. При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.

Комментариев: 0

Пн

22

окт

2012

Тревожность в дошкольном возрасте

 

«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых». Макаренко А. С.



В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию ребенка и снижению уровня тревожности.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо.

3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий часто напряжен, скован, ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи).

4. Раздражительность.

5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, насторожен, крайне нерешителен, мрачный взгляд на свое будущее).

6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение).

7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны).

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Основные факторы, способствующие проявлению у ребенка тревожности.

1. Наследственность – у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети.

2. Нарушение детско-родительских отношений:

а) завышенные требования;

б) противоречивые требования.

 

Памятка для родителей тревожного ребенка.

1. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников: совместные праздники, спортивные игры, посещайте бассейн, походы в парк, театр, кино, на выставки.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

6. Контролируйте свои реакции на различные жизненные ситуации, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его достижений, успехов.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи.

11. Необходимо отказаться от слов, унижающих достоинства ребенка.

12. Не надо кричать ни на детей, ни в присутствии детей.

13. Наказание использовать лишь в крайних случаях.

14. Необходимо, чтобы в семье царило доверие и уважение.

Комментариев: 0

Вс

21

окт

2012

Вредные привычки наших детей

 

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит,

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

(Григорий Остер)

 


Вредная привычка – отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, нередко превращающаяся в черту характера.

Наиболее часто встречающиеся в детском возрасте вредные привычки:

  • ковыряние в носу;
  • обкусывание ногтей;
  • сосание верхней, нижней губы;
  • подёргивание края уха;
  • ритмичные покачивания из стороны в сторону.

Все «вредные» привычки, проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой основу – это способ снятия внутреннего напряжения.

Что же может повлиять на возникновение привычки?

  • стиль воспитания (дети, воспитывающиеся в строгости, чрезмерной требовательности, чаще испытывают тревогу);
  • психологическая атмосфера в семье (в семьях, где скандалы явление обычное, дети чаще испытывают страхи);
  • наличие вредных привычек у людей, окружающих ребёнка и принимающих активное участие в его воспитании;
  • наличие у ребёнка какого – либо заболевания.

Как помочь ребёнку избавиться от вредной привычки?

  • прежде всего, поймите причину происхождения вредной привычки;
  • не акцентируйте на них внимание ребёнка, не указывайте ему на это, ни в коем случае не стыдите, и не ругайте его, а постарайтесь отвлечь, занять другим делом;
  • создайте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье, уделяйте ребёнку больше внимания, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть;
  • прививайте ребёнку полезные привычки.

Пусть для вашего ребёнка станет потребностью следить за чистотой своей комнаты, своим внешним видом.

Несколько советов как выработать у ребёнка хорошие привычки.

Активно привлекайте ребёнка к выполнению домашних дел. Если весело выполнять работу и шутить во время её выполнения, это может привлечь внимание ребёнка и активизировать его усердие.

Постоянно подчёркивайте важность работы, которую выполняет ребёнок.

Благодарите ребёнка за качественно выполненное задание.

Приучайте ребёнка следить за своим внешним видом, для этого повесьте зеркало на уровне глаз ребёнка, чтобы ему было удобно посмотреть в него.

Держите возле раковины стул, на который ребёнок мог бы встать, чтобы самостоятельно умыться и помыть руки.

Пусть ребёнок чистит зубы, моет лицо и руки вместе с вами, т.о. вы сможете на личном примере показывать ему, как это нужно делать.

10 заповедей родительства.

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребёнок твой, он божий.

3. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А, может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь – если можешь и не делаешь.

8. Помни! Для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Комментариев: 2

Вт

16

окт

2012

Агрессивность у дошкольников

Наиболее часто родители обращаются на консультации с жалобами на агрессивность детей. Что же это такое агрессивность?

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте 3-5 лет. Иногда намного раньше, в «кризис трех лет» или, наоборот, позднее. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.

Какие они, агрессивные дети?

Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент («он мешал мне играть», «не хотел давать мне игрушку» и т.д.).

В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.

Чаще испытывают негативные эмоции.

Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

Каковы причины?

Мы уже говорили, что вспышки агрессии можно наблюдать у всех маленьких детей. Объясняется это тем, что у малышей еще недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт. Например, они ведут себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия. Постепенно большинство детей понимает, какими способами можно получить желаемое, и выбирает обычно социально приемлемое, одобряемое поведение. А кто-то предпочитает добиваться своего прежними действиями.

Очень важно определить мотивы нападения: защита себя от явной и скрытой угрозы, месть обидчику, желание подчеркнуть и утвердить свое превосходство. Но больше всего, конечно, взрослых возмущает стремление некоторых детей унизить другого ребенка, радуясь при этом его страданиям.

Например, отобрать игрушку и швырнуть ее далеко в воду. Или намеренно столкнуть другого с лестницы и громко хохотать, наблюдая, как тот с трудом встает на ноги. Вот здесь агрессия - это уже самоцель, жестокое и враждебное поведение. Такие дети обычно выбирают из окружения одну-две жертвы, слабее себя физически. Важно понимать, что чувство вины и раскаяния за свой поступок у них полностью отсутствует.

Откуда берутся маленькие агрессоры?

Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Правдоподобными кажутся оба объяснения. С генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания - и в семье, и в среде сверстников.

Что можно сделать?

1. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

2. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

3. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом, или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы начнете лучше понимать своего ребенка и сможете помочь ему.

А мой тихоня!

Среди детей есть и агрессоры, и тихони. Тихони чаще - девочки, но нередко и мальчики. Незлобивые, кроткие, они уступают свои игрушки и вещи другим, никогда не дадут сдачи обидчику. Не стараются привлечь к себе внимание, не пытаются требовать даже законно своего, легко смиряются с потерями, несправедливыми решениями, не пытаются себя отстоять. Активным контактам они предпочитают позицию наблюдателя, коллективным играм - индивидуальное общение.

Родители и окружающие считают таких детей неприспособленными к жизни. Их возможности часто недооценивают, занижают. Многие родители считают, что главное в жизни - продемонстрировать свои возможности перед другими, отстоять и защитить себя. А именно этого тихие дети и не умеют.

Не все тихони такие от природы. «Тихие» качества некоторых из них сформировали родители чрезмерными требованиями соблюдать нормы поведения, постоянными напоминаниями о том, как должна себя вести приличная девочка или воспитанный мальчик.

Поведением этих детей управляют слова «прилично» и «неприлично». Неприлично выходить из себя, говорить грубые слова, драться, опускаться до уровня обидчика, повышать голос на родителей. Прилично быть скромным, стеснительным, почтительным к старшим, держать свое мнение при себе. Нередко добытая таким образом «приличность» оборачивается серьезными проблемами и для родителей. Но главным образом для самого ребенка - от непредсказуемых вспышек агрессии до тяжелых эмоциональных расстройств.

Как помочь неагрессивным детям?

Ирония и юмор - защита неагрессивных детей. Но есть и другие тихони, они чувствуют себя в этой роли комфортно, поскольку она соответствует их психологической природе. Их кротость, уступчивость поначалу устраивает родителей, поскольку избавляет от многих хлопот. Но по мере того как ребенок вырастает и включается в социальную жизнь (прежде всего школьную), у родителей появляется беспокойство. Дочь (сын) не может дать отпор другим детям, постоять за себя, не в состоянии обеспечить выживаемость в борьбе за существование, которая ведется в каждом школьном классе, коридоре, дворе.

Родителям кажется, что они помогут ребенку, если научат его злиться, толкаться, выкрикивать обидные слова, драться. Они настойчиво учат его, что не следует загонять внутрь свою обиду, скрывать недовольство - лучше об этом заявить открыто. Пускай в решительной и даже агрессивной манере - надо, чтобы другие поняли, что он не собирается сидеть сложа руки и ждать, когда его обидят еще раз.

Родители были бы очень рады, увидев у ребенка признаки сильного гнева. Но чаще всего этого не происходит. Дети не хотят меняться; у них есть много причин, чтобы отстаивать свой способ включения в реальность. (И их упорство как раз демонстрирует, что не так они и безвольны, что вполне могут защищать себя, когда это для них важно.)

Тихие дети, как правило, более слабы энергетически. И, отказываясь от протестов в виде активных выступлений, отпоров, демонстраций, они, прежде всего, экономят свою энергию. У такого ребенка часто очень хорошо развита способность к самонаблюдению, самоанализу. Он хорошо объясняет собственные действия, поступки других людей, их причины. Именно так он и выясняет отношения с окружающими. Тихие дети предпочитают проводить внутреннюю работу по защите себя.

Они часто самодостаточны и гораздо меньше, чем их сверстники, зависят и страдают от мнения и оценки окружающих. Нельзя сказать, что они не высказывают своего отношения, не протестуют. Их защита - ирония и юмор. Она не так заметна со стороны, но для них она так же реальна, как для другого ребенка - крепкие кулаки, железные нервы, напористость.

И все же родителям не стоит вовсе отказываться от желания научить тихого ребенка активно выражать свой протест, гнев, защищать себя (если это не противоречит желанию ребенка). Можно предложить ему разнообразные решения возможных конфликтных ситуаций, продемонстрировать их и разыграть вместе с ним. Ребенок сам выберет подходящие ему способы защиты.

Вопросы и ответы

Вмешиваться ли еще до прямых физических действий со стороны нападающего?

Разумеется, надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы. Но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, все-таки нужно вмешаться. Отвлечь агрессора (предложить другое занятие или предмет, на который можно излить свой гнев). Если отвлечь уже невозможно, установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать его за плечи с резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль - остановить окликом.

Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

Что делать, если агрессивное нападение уже совершилось?

Даже если не удалось остановить ребенка, дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Больше уделить внимания обиженному, нападавшему - негативное, причем краткое внимание. При этом помнить, что в «мирное время» и он должен получать ваше достаточное позитивное внимание. Принуждать к извинениям в этот момент не стоит - настоящей вины и раскаяния маленький агрессор все равно не чувствует.

Должен ли взрослый обещать агрессору те же неприятности, которые тот причинил своей жертве? («Ударил малыша палкой по голове - сейчас от меня получишь!») Побуждать ли к ответным действиям обиженных детей?

Если да, то ситуация легко может выйти из-под контроля - взрослый сам показывает, что физические действия - допустимый способ разрешения конфликта.

Стоит заранее обдумать варианты своих действии в подобных ситуациях, в острые моменты на это просто нет времени. Какие это могут быть варианты? Во-первых, отослать агрессора в специальный угол - место, где нападавший может поостыть, во-вторых, лишить игрушки или какой-то привилегии - не взять с собой в зоопарк, например. Тяжесть лишения должна соответствовать степени проступка, а само лишение следовать сразу же за произошедшим. Иначе ребенок вместо вины будет чувствовать себя несправедливо ущемленным, а это вовсе не удержит его от дальнейших агрессивных действии.

Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

В статье использованы материалы с сайта Адалин.

Рекомендуемые материалы об агрессивности детей

1. Адалин. Коррекция агрессивного поведения у детей. Очень полезный сайт с массой хороших материалов для родителей.
5. Медпортал. Агрессивность у детей. Замечательная статья.
Комментариев: 2

Контакт

г. Железногорск